Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях

Характер эмоционального отношения к разным объектам проявляется в переживании человеком положительных или отрицательных эмоций. Согласно Лазарусу, можно выделить 16 различных эмоций, из них 4 - положительные, 9 - отрицательные и 3 эмоции - надежда, сострадание и благодарность - смешанные. В одной из современных психологических теорий эмоций - психогенетической теории Р. Плучека эмоции были тесно увязаны с соответствующими им защитными механизмами. Согласно этой концепции, эмоции - это приспособительные средства, которые играли ведущую роль в выживании индивидов на всех эволюционных уровнях, выступая средством адаптации. Модель, созданная Плучеком, включает четыре пары биполярных эмоций:

Характеристика эмоциональных состояний

Страх и тревога по Щербатых Ю. Страх — это совершенная определенная, специфичная эмоция. А тревога — это комбинация эмоций, где страх — лишь одна из них.

Перовская Т.И. ТОЛКОВАНИЕ ЭМОЦИИ «СТРАХ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ и речевая характеристика эмоций, письменное и устное оформление, выражение. . Страх может быть состоянием сильной тревоги, беспокойства, .. и сопоставительное языкознание, Сравнительное конституционное право.

Поделиться в социальных сетях: О сайте Данный сайт посвящен психологии - науке, изучающей психическую деятельность человека, влияние на нее внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами, на основе детального поведенческого анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних факторов на психическую систему человека и взаимосвязь между событиями и эмоциональной активностью.

Страх — это совершенная определенная, специфичная эмоция. А тревога — это комбинация эмоций, где страх — лишь одна из них. Страх всегда несет негативный оттенок, а тревога возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания Слайд 8 Щербатых Ю.

Сравнительная характеристика стыда и вины Тихий, слабый, тонкий Тихий, тревогу (страх потери любви) как фактор, предшествующий этой эмоции.

Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности, - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием.

Тревожность, как проявление эмоциональной сферы Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные.

Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

- открытая библиотека учебной информации

Характерным свойством тревоги является не только предвосхищение той или иной опасности, но и побуждение к поиску и конкретизации этой опасности, что приводит к формированию тех или иных синдромов. От того, по какому пути идет конкретизация реализация тревоги, зависит формирование того или иного клинического синдрома, т. Характеристика основных вариантов тревожных расстройств Генерализованное тревожное расстройство ГТР

Презентационная работа по психологии на тему:"Эмоции тревоги и страха: сравнительная характеристика", созданная студентками.

Степень психической напряженности зависит от личностного смысла психотравмирующего события. Рассмотрим некоторые их них. Состояние тревожности побуждает индивида к конкретизации источника опасности, активному исследованию тревожной ситуации или, наоборот, общей дезорганизации поведения, фиксации мнимой непреодолимой опасности. Состояние тревожности может быть обусловлено не только реальной ситуацией, имеющей место в действительности, но и тем, какой она субъективно представляется индивиду в его сознании, какое он ей придает значение, какой смысл в нее вкладывает.

Роль субъективного фактора при оценке влияния состояния тревожности на поведение того или иного участника судопроизводства велика. Одна и та же ситуация для одного субъекта может быть совершенно заурядной, не вызывающей никаких особых эмоций, а для другого — с учетом его индивидуально-психологических особенностей — явиться источником сильных эмоциональных переживаний. В этом проявляется своего рода характер тревожности, понимание которого помогает увидеть подлинные побуждения людей, их поступки, неадекватные формы поведения.

Компонентами тревожного состояния обычно являются такие эмоции, как умеренный страх, стыд, вина и некоторые другие. При этом в этом комплексе эмоций доминирующими являются умеренно выраженные опасения, беспредметный страх по самым различным поводам.

Причины и виды тревожности

Более расширено тревогу можно определить как экзистенциональный страх, одну из благотворных сил, дающих возможность человеку перейти из повседневного бытия в экзистенциональный план, в мир свободной воли. Тревожность, по мнению Анны Михайловны Прихожан, известнейшего исследователя тревоги и тревожности — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Прихожан рассматривает тревожность как эмоционально-личностное образование, имеющее когнитивный мышление, память, восприятие , эмоциональный и операциональный поведение аспекты.

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного . Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных дете . Впитывая, как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки Далее на рисунке 4 и на диаграмме 5 представим, сравнительный.

Сейчас подобная терминологическая дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии Левитов Н. Конкретизация этого определения позволяет рассматривать тревогу как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий Спилбергер Ч.

Состояние тревоги возникает тогда, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе элементы потенциальной или актуальной угрозы, опасности, вреда. Понятие тревоги было введено в психологию 3. Фрейдом, который разводил страх как таковой, конкретный страх нем. и неопределенный, безотчетный страх - тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер нем. В философии подобное разграничение было предложено С. Кьеркегором, и в настоящее время чрезвычайно актуально в философско-психологической системе экзистенциализма Мэй Р.

Дифференциация тревоги и страха по принципу, предложенному 3. Фрейдом, поддерживается и многими современными исследователями.

4 способа победить тревожность

Березин выделяет 6 стадий уровней развития тревоги по мере нарастания её интенсивности [2]. На первой стадии наименьшую интенсивность тревоги выражает ощущение внутренней напряжённости, выражающееся в переживаниях напряжения, настороженности, дискомфорта. Оно не несёт ещё в себе признака угрозы, а служит лишь сигналом приближения более выраженных тревожных явлений.

На второй стадии появляются гиперестезические реакции, которые либо присоединяются к ощущению внутреннего напряжения, либо сменяют его.

2 Дать сравнительную характеристику особенностей пограничных . Основным проявлением у больных данной группы было чувство тревоги и страха, органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство (Р

Тревога и тревожные состояния личности 2. Сейчас подобная терминологическая дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии и позволяет проанализировать это явление через категории психического состояния и психического свойства. В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность - как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно.

Теперь будем переходить постепенно к тому объему информации, который относится к видам тревоги, уровням тревоги, понятию тревоги и тревожности, формам тревожности и, в общем, то тому, как это отражается на состоянии личности. Фрейдом, который разводил страх как таковой, конкретный страх нем. и неопределенный, безотчетный страх. Тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер нем.

В философии подобное разграничение было предложено С. Кьеркегором, и в настоящее время чрезвычайно актуально в философско-психологической системе экзистенциализма. Дифференциация тревоги и страха по принципу, предложенному 3.

Основные понятия и виды состояния тревоги и страха

Одна и та же эмоция проявляется Одно и то же чувство проявляется в разных чувствах. Эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызывать преходящую эмоцию неудовольствия и даже гнева. Например, можно радоваться успеху любимого человека и неуспеху человека, которого ненавидишь.

Эмоции не всегда осознаются, чувства же, напротив, внешне весьма заметны.

Кокаин, героин изначально вызывают эйфорию, затем тревогу, страх, употребление может привести к рвоте и истощению.

Таким образом тенденцией к повышенной тревожности обладали студенты, склонные недооценивать свои возможности и способности, а также обладающие слабым типом ВНД. Успешная разработка этой проблемы необходима потому, что психические состояния во многом определяют характер деятельности человека. Тревожность как состояние в отечественной и зарубежной литературе изучалась, прежде всего, с точки зрения развития навыков саморегуляции у спортсменов К. Тревожность как состояние и как черту, которая возникает в процессе адаптации к среде и при выполнении различных видов деятельности изучал.

В некоторых работах тревожность рассматривается как реакция на социальное влияние при определенных индивидуальных психофизических свойствах Г. Махони , а так же как состояние, которое может возникнуть вовремя различных психосоматических заболеваниях Е Соколов. Что же такое тревожность, как она проявляется у отдельных индивидов, какие последствия для общества может иметь хроническое состояние тревожности у его обитателей?

Основная цель данной работы: Для достижения указанной цели будут решены следующие задачи: Предметом данного исследования является специфика проявления тревожности как индивидуального свойства личности и как реакция на ситуацию. В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение: В качестве инструмента исследования использована методика Ч. Основные теоретические подходы к изучению нервно-психических напряжений 1.

Левитов, дать его собственное определение через еще более обобщенные понятия чрезвычайно трудно [6, 95].

Клинико-патогенетические и терапевтические аспекты тревожных расстройств

Статья посвящена теоретическому анализу тревоги и тревожности, а также возможностям психологического воздействия на эмоцию тревоги. Тревога рассматривается в связи с изменениями эмоциональных, познавательных, мотивационно-волевых и поведенческих феноменов. Анализируется как позитивная, адаптивная функция тревоги, так и ее дезорганизующая, дезадаптивная функция. Описывается психастенический, или тревожно-мнительный тип личности, характеризующийся доминированием тревоги.

не помогало ему в личных отношениях из-за эмоций, перекрывавших путь. сожаление, тревогу, страх, нервозность, безнадежность, раздражение.

Введение В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Для современного положения детей в нашем обществе характерно социальная деприкация, то есть лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для выживания и развития каждого ребёнка. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности.

О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью 1 — 3 классы в — 93 гг. В отечественном психолого — педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях.

Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы слабостью, инертностью. Ряд ученых рассматривают тревожность как социально — обусловленное свойство личности. Эти экспериментальные материалы показывают, что на проявление тревожности у детей большое влияние оказывает социализация, интенсивно протекающая в детских садах. В этом же аспекте анализирует тревожность В.

На основании исследования, показывающего, что уровень тревожности надежно коррелирует с социометрическим статусом.

Навязчивые мысли как избавиться